Басонное плетение адыгов

Закрыть ... [X]

В Адыгее студенток обучают основам золотошвейного искусства

На протяжении многих веков культура адыгов славилась золотошвейным ремеслом, ставшим поистине искусством. Его расцвет пришелся на XVIII—XIX века. Золотыми и серебряными узорами украшались предметы быта, постельные принадлежности, различные аксессуары, национальные костюмы. В начале XX века вытесненное фабричными изделиями «золотое» искусство стало постепенно угасать, но не исчезло совсем. И хотя сегодня профессиональных мастериц в Адыгее не так уж много, народное творчество не просто возрождается, а динамично развивается. Основы декоративно-прикладного искусства адыгов теперь получают будущие модельеры-конструкторы — студентки МГГТК АГУ.

Курсы созданы при «Школе портновского мастерства» колледжа и являются дополнительным образованием. Профессиональных золотошвей здесь не готовят, но дают азы способов отделки и декора одежды в лучших национальных традициях, позволяя при этом экспериментировать, создавая что-то новое. Для специалистов-модельеров ценность таких занятий велика, ведь вместе с навыками они получают доступ к накопленной столетиями культуре народа, учатся проводить тонкой нитью этнические мотивы в современном костюме. Обучает девушек педагог дополнительного образования инженер-технолог швейного производства Фатима Шемгохова.

— Золотошвейное искусство адыгов характеризуется гармоничным сочетанием вышивки со шнурами, басонными изделиями и галунами, — рассказывает Фатима Шемгохова. — Поэтому наши курсы состоят из двух этапов. На первом осваиваем такие техники золотого шитья, как изготовление басонных изделий и вышивка шнуром. Шитье «вприкреп» (адыгэ идагъ), гладьевая вышивка (шыхьар идагъ) и основы плетения галунов — следующая ступень обучения.

Под басоном у адыгов подразумевается узорный шнур, сплетенный вручную (уагъу), кисти, мелкие пуговки из шнуров, различные орнаментальные узлы. Галун (шъагъэ) — это золотая или серебряная мишурная тесьма. Для его изготовления в арсенале у швей имеется примитивный ткацкий станок в виде деревянных четырехугольных дощечек с отверстиями (пхъэмбгъужъый). Галуном украшаются края одежды, чаще всего женской.

В учебно-производственной лаборатории, где проходят занятия для юных золотошвей, на манекенах — модели готовых национальных коллекций. Рассматривая их, видишь, что сочетание всех элементов — шнуров, плетений, галунов — с золотой вышивкой позволяет адыгскому костюму выглядеть утонченно и изысканно, а стилю — быть неповторимым.

В ходе занятия Фатима Шемгохова рассказывает, что в конце первого курса каждая студентка изготавливает альбом с образцами и традиционный адыгский аксессуар — башлык (шъхьарыхъон) — суконный остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх шапки. При создании этого мужского головного убора у мастерицы есть возможность применить все навыки, которым она научилась. У адыгских золотошвей ценилось умение изготавливать дэнлъэч — оплетенные пуговки, бусины, двигающиеся пуговицы-застежки, используемые в отделке, что свидетельствовало о высоком уровне мастерства. К завершению первого курса, который состоит из 18 занятий, такие пуговицы здесь умеет делать каждая девушка.

В старину золотошвеи, выполняя свою кропотливую работу, познавали народную мудрость, учились скромности, уважению к труду, жить в строгом соответствии с обычаями. Искусство развивало эстетический вкус девушки. До наших дней сохранились образцы творчества мастериц XIX— начала XX веков, они находятся в республиканском Национальном музее.

Педагог Фатима Шемгохова — правнучка золотошвеи. Она рассказывает, что ее прабабушка в 20—30-е годы прошлого столетия зарабатывала этим искусством на жизнь. Все работы она выполняла на заказ, поэтому дома, к сожалению, ничего не сохранилось. В роду Фатимы Шемгоховой шить умели все женщины: видимо, любовь к профессии была заложена на генном уровне.

— Мне всегда хотелось, чтобы молодежь интересовалась золотошвейным искусством — это богатое наследие. Золотым шитьем способен заниматься не каждый, но для того, чтобы этому научиться, нужно иметь главное — желание, — рассказывает преподаватель.

Желающих учиться искусству среди модельеров-конструкторов оказалось 10 человек. Сейчас двое из них завершают курс плетения, остальные уже приступили к вышивке. Преподаватель гордится каждой воспитанницей. Девушки проявляют неподдельный интерес и огромное усердие в освоении старинного национального ремесла. Первокурсница Марина Шовдыгова самостоятельно дополнила свой альбом с программными образцами басонных плетений сложными орнаментальными узлами из музейных экспозиций. А также в нем можно насчитать десятки разнообразных шнуров. К каждому Марина нарисовала схему плетения. Изготавливаются шнуры из шелковых нитей в виде сложной цепочки. Первые «стежки» к мастерству Раньше адыгские мастерицы вышивали металлизированными нитями, сделанными из золота и серебра. Сегодня пользую


Источник: https://vk.com/wall-32771925_113558?&offset=20


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Похожие новости


Выкройка сидения на велосипед
Лев оригами модульное оригами
Чем шкурить в декупаже
Плетение браслетов из лески
Вязать следок с пятки
Поделки из бумаги цветы 5-6 лет
Схемы для вышивки абстракция
Косы на длинные волосы плетем сами себе


Басонное плетение адыгов
Басонное плетение адыгов


Искусство, пронесенное через века: Золотое шитье адыгов
Разработка урока на тему «История адыгского мужского костюма XVIII века.»



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ